Катет шва при сварке: определение и методы расчета
Домашний уют 3 сентября 2017
В строительной отрасли при сварке массивных металлических сооружений в стыках возникают серьезные нагрузки, что при несоблюдении технологии несет риски обрушения конструкции.
Это актуально в корабельной отрасли и машиностроении (при устройстве крупногабаритных автоматов), при возведении массивных строений. Качественное соединение должно быть изначально просчитано, чтобы избежать возможных будущих деформаций.
Самый простой способ проверить правильность сварной линии — узнать катет шва.
Катетом сварного шва называют катет условного треугольника, который вписывается в поперечное сечение. Единой цифры, которая бы стала показателем надежного и качественного шва при определении его катета, нет.
Чем больший размер равнобедренного треугольника можно вписать вместо шва, тем большие нагрузки он сможет выдержать. Часто эта характеристика зависит от вида металла и предела напряжения, которому он сможет противостоять.
Увеличение катета дает противоположный эффект — деталь деформируется и не сможет работать в нужном режиме.
Как определить величину катета?
Для определения оптимального сварного соединения нужно произвести расчет шва, а также определить катет шва при сварке. При этом учитываются следующие факторы:
- толщина металлозаготовок;
- положение деталей относительно друг друга;
- вид шва, используемого при соединении.
Для каждого изделия катет подбирается индивидуально, но здесь речь идет лишь о работе с большими нагрузками. Для частного использования сварки не нужны тонкие расчеты, но все же профессионалы учитывают свойства металла и стараются сделать шов прочным и при этом не навредить деталям.
Задают катет шва по кромке в том случае, если две детали имеют одинаковую толщину. Если же разную, то катет определяют по более тонкому металлу. Важно правильно выбрать и рассчитать его размер. Ведь от этого зависит максимальная мощность, которой сможет сопротивляться деталь.
Катет сварного шва определяется системой стандартизации ГОСТ 5264-80.
Катет шва при сварке равен толщине листов при нахлесточном соединении, но при этом она не должна превышать 4 мм. Если этот параметр больше, то следует брать 40 % от величины толщины металла и прибавить 2 мм. Так можно определить максимальное значение катета шва.
Как выбрать катет?
Определяется катет шва при сварке арматуры так же, как и при соединении любых других элементов металлических конструкций. Размер зависит от нескольких параметров, в их числе положение заготовок, их длина и толщина.
Профессионалы пользуются шаблонами, которые уже наработали до них сварщики. Главным параметром выступает длина сварного шва, ведь именно она влияет на прочность будущей конструкции. Расход материала и вероятность деформации — основные опасности при шве большой длины.
Многое зависит от типа шва, которым будут соединяться детали.
Сварной стыковой шов
Сварной стыковой шов предполагает следующую технологию — соединить два элемента сварки встык (т. е. расположить детали торцами поверхностей в одной или разных плоскостях). Разновидностей стыковых соединений более 30, все они предусмотрены ГОСТом. При этом проводится зависимость от толщины свариваемых элементов, оборудования и технологии сварки.
Если конструкция будет подвергаться напряжению переменного характера, то такой способ стыка самый надежный. Стыковать и сваривать можно различные детали. Это могут быть не только листы металла, но и трубы, уголки, швеллеры. Чтобы сварить два листа, их не нужно даже соприкасать друг с другом, — сварка проводится при минимальном расстоянии двух заготовок.
Соединение внахлест
Соединение внахлест – это метод сварки, когда детали расположены параллельно и их кромки перекрывают друг друга. В отличие от сварного шва, существует всего две разновидности соединений внахлест. Торцы изделий могут привариваться с двух сторон или же с одной.
Также есть соединение с помощью дополнительной накладки, которая приваривается к двум деталям, соединяя их под нужным углом. Внахлест сваривают детали, используя два вида швов — торцевой и лобовой.
Режим сварки при данном соединении может быть более высоким, так как опасность прожога поверхностей отсутствует.
Угловое соединение
Сварка двух деталей, кромки которых располагаются под углом относительно друг друга, происходит методом углового соединения. Стандарт различает до 10 видов таких стыков.
Иногда для прочности и надежности сварного шва используют специальную металлическую подкладку, которая позволяет лучше стыковать элементы и делает конструкции надежнее. В силовых конструкциях редко можно увидеть такой тип соединения, поэтому расчетов для таких швов не производят.
Тем не менее при необходимости такого типа сварки расчеты производятся по аналогии с тавровым соединением и обязательным учетом типа шва.
Тавровое сварное соединение
Часто возникает необходимость соединить элементы, которые расположены в разных плоскостях. Наилучшее решение в этом случае — тавровое соединение, где торец одной заготовки примыкает под прямым или иным углом к другой. Типы подобных соединений различаются в пределах 9 видов, предусмотренных ГОСТом.
Тавровое соединение требует глубокого проплавления в месте стыка, шов обычно делают автоматической сваркой или же заранее подготавливают кромки, например, угловым швом, который можно сделать вручную, или стыковым. Вид шва, которым было произведено соединение, влияет на его расчет.
Здесь во внимание принимается тот факт, что место сварки, предварительно обработанное, будет намного прочнее основного металла.
Контроль качества шва
В любом из швов следует не забывать о катете шва при сварке, формула которого не является сложной и состоит в определении толщины металла. Если она составляет менее 4 мм, то катет берется равным ей, если же больше, то в диапазон 40 %- 45 % от толщины с прибавкой 2 мм. Формула для расчета катета: T = S cos 45º, здесь T – искомый катет, а S – гипотенуза или ширина валика шва.
Провести контроль за соединением заготовок несложно, при этом используют визуальные и инструментальные методы (с помощью приборов). Разработан инструмент, определяющий катет шва при сварке. Как измерить им интересующий шов? Для этого нужно приложить прибор к двум частям заготовки, а середину направить на шов, после чего записать показатели и провести несложный расчет. Обычно шов получается выпуклый, но это самый ненадежный вариант. Ведь именно в такой форме концентрируется напряжение.
Идеальным вариантом является вогнутый шов, получить который достаточно сложно. Здесь нужно соблюдать скорость сварки, а также добиться правильной работы сварочного аппарата. Опытные мастера смогут сделать такой шов. Но чаще его получают механическим путем, просто срезая ненужную часть шва.
Источник: https://monateka.com/article/246269/
Как выбрать катет?
Определяется катет шва при сварке арматуры так же, как и при соединении любых других элементов металлических конструкций. Размер зависит от нескольких параметров, в их числе положение заготовок, их длина и толщина.
Профессионалы пользуются шаблонами, которые уже наработали до них сварщики. Главным параметром выступает длина сварного шва, ведь именно она влияет на прочность будущей конструкции. Расход материала и вероятность деформации — основные опасности при шве большой длины.
Многое зависит от типа шва, которым будут соединяться детали.
Соединение внахлест
Соединение внахлест – это метод сварки, когда детали расположены параллельно и их кромки перекрывают друг друга. В отличие от сварного шва, существует всего две разновидности соединений внахлест. Торцы изделий могут привариваться с двух сторон или же с одной.
Также есть соединение с помощью дополнительной накладки, которая приваривается к двум деталям, соединяя их под нужным углом. Внахлест сваривают детали, используя два вида швов — торцевой и лобовой.
Режим сварки при данном соединении может быть более высоким, так как опасность прожога поверхностей отсутствует.
Тавровое сварное соединение
Часто возникает необходимость соединить элементы, которые расположены в разных плоскостях. Наилучшее решение в этом случае — тавровое соединение, где торец одной заготовки примыкает под прямым или иным углом к другой. Типы подобных соединений различаются в пределах 9 видов, предусмотренных ГОСТом.
Тавровое соединение требует глубокого проплавления в месте стыка, шов обычно делают автоматической сваркой или же заранее подготавливают кромки, например, угловым швом, который можно сделать вручную, или стыковым. Вид шва, которым было произведено соединение, влияет на его расчет.
Здесь во внимание принимается тот факт, что место сварки, предварительно обработанное, будет намного прочнее основного металла.
Как выбрать катет сварного шва
Геометрические параметры сварного шва наряду с правильно подобранными режимом и оказывают существенное влияние на прочность, а также на долговечность. В случае соединения двух деталей встык основной геометрической характеристикой служит ширина шовного валика. В случае угловой сварки его место занимает катет.
Катет сварного шва
Что такое катет сварочного шва
Поперечное сечение углового шовного валика представляет собой равнобедренный прямоугольный треугольник. Гипотенуза идет вдоль поверхности шовного материала, а катеты — от краев сварочного соединения к вершине угла.
Зависимость прочности от величины катета не является линейной. При слишком маленьком значении прочность будет недостаточной из-за малой площади сечения, при слишком большой длине чрезмерный объем наплавки может вызывать деформации металла заготовки. Кроме того, завышенная величина приводит к повышенному расходу сварочных материалов и электроэнергии. Кроме того, растет удельная стоимость сварочных работ.
В ходе конструкторско-технологической подготовки производства выбирают оптимальное значение этого параметра. Если соединяются детали различной толщины, катет шва выбирают по более тонкой детали.
После проведения сварочных работ необходимо проверить, насколько размеры реального соединения соответствуют проектным. Для этого применяют специальные наборы шаблонов — катетометры.
Геометрия сварочного шва
Геометрия стыкового соединения полностью описывается следующим набором параметров:
- ширина;
- толщина;
- зазор между заготовками;
- заглубление зоны проварки;
- возвышение области наплавки над плоскостью заготовок.
При сварке под углом применяется модифицированный набор параметров:
- катет сварного шва;
- толщина зоны наплавки, равная сумме расчетной высоты и возвышения;
- возвышение зоны наплавки;
- расчетная высота.
Геометрические параметры сварочного шва
Расчетная высота — длина отрезка, восставленного перпендикулярно к гипотенузе валика из точки максимальной проплавки.
Свойства
Получив представление о геометрических параметрах, можно разбираться со свойствами сварного соединения. Основные свойства — это:
- однородность наплавки сварного валика ;
- равномерность наплавки;
- глубина проварки.
Под равномерностью понимают постоянство геометрических параметров вдоль шовной линии, прежде всего:
- высоты шовного материала;
- его ширины.
Если в каком-либо месте ширина окажется меньше проектной, то там в ходе эксплуатации изделия под внешней нагрузкой будут концентрироваться механические напряжения. В этой точке наиболее вероятно разрушение конструкции.
Однородность – это отсутствие дефектов сварки, таких, как пористость или неоднородность шовного материала.
Однородный сварной шов
Соблюдение глубины проварки проектной, ее постоянство обеспечивает заданную площадь сплавления заготовок, что гарантирует способность конструкции выдерживать большие нагрузки.
Выбор катета сварного шва
Определение длины катета шва при сварке выполняется под каждое конкретное изделие. Необходимо учитывать:
- толщину свариваемых заготовок;
- их материал;
- одностороннее соединение или двухстороннее(со скольких сторон будет проварен угол);
- характеристики электродов или проволоки.
Длина должна быть достаточной для обеспечения заданной прочности сварки. Завышать длину также недопустимо.
Завышение приводит к повышенному расходованию материалов, завышению трудоемкости, а также перетяжеляет конструкцию. Для облегчения выбора длины на основе практического опыта, а также научных исследований разработаны типовые шаблоны для каждого вида сварного соединения.
Как измерить
Для проверки качества выполненных работ необходимо промерить его основные параметры. Измерения проводят при помощи наборов специально калиброванных пластин — катетометров. Их поочередно прикладывают перпендикулярно линии шовного материала, пока не добьются полного прилегания.
Катетометр
Если катетометра нет под рукой, то измерения можно произвести с помощью штангенциркуля и угольника. Угольник прикладывают к одной из деталей так, чтобы его вершина упиралась в вершину сварочного валика. Щуп штангенциркуля опускают из-за угольника к другой вершине валика. Вылет щупа будет равен искомой длине.
Точность таких измерений будет несколько ниже, а времени на проверку сварного соединения, особенно длинного, уйдет значительно больше.
Зачем нужен расчет
Казалось бы, зачем вообще возиться с расчетом и измерением катета сварочного шва? Наплавить побольше металла — сварка будет стоять века. Такой подход имеет право на существование разве что при сварке каркаса забора вокруг дачного участка. При слишком большой высоте наплавки может получиться обратный эффект:
- При превышении толщины наплавки неоправданно расширяется зона нагрева и объем расплавленного металла. Возможно искривление деталей.
- Повышенный расход сварных материалов и превышение плановой трудоемкости сделают сварные работы экономически неэффективными, особенно при выпуске крупных серий изделий.
- При сварке деталей разной толщины длину выбирают по тонкой детали во избежание ее деформации.
Занижение длины, слишком узкий валик не обеспечит достаточной надежности сварки. Поэтому расчет крайне важен для создания долговечных и экономичных соединений.
Как сделать расчет
На практике используются приближенные правила расчета. По ним за значение параметра берут толщину более тонкой заготовки.
Точный расчет выполняется по формуле:
Т=S×cos(α),
- где Т — катет углового шва;
- S- ширина валика между деталями;
- α — величина угла между плоскостью детали и гипотенузой сечения валика.
В большинстве случаев угол принимают равным 45°, его косинус равен 0,7.
и формула упрощается:
Т= 0,7×S.
После проведения работ обязательно следует проверить размеры реального шовного материала на соответствие расчетным. Определение катета сварного шва проводят катетометром или штангенциркулем.
, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: https://respect-kovka.com/kak-vybrat-katet-svarnogo-shva/
Выбор катета сварного шва — Справочник металлиста
В производстве металлоконструкций и автомобилей с большим весом сварные соединения должны выдерживать высокие нагрузки. Спай будет качественным только в том случае, если перед началом работ точно рассчитаны все параметры. Один из важных показателей – катет шва (К).
Это одна из сторон самого большого условного треугольника с равными боками, который возможно вписать в поперечное сечение соединения (ГОСТ Р ИСО 17659-2009, вступивший в силу 01.07.2010 г). Ее можно измерить или рассчитать, базируясь на размеры свариваемых элементов.
Выбирая длину стороны треугольника, учитывается размеры заготовок, положение и вид спая. Подбор осуществляется для каждого элемента, но учитываются общие принципы. В домашнем хозяйстве можно использовать шаблон для измерения.
Чтобы соединение было достаточно прочным, обе одинаковые стороны треугольника должны иметь одинаковую длину (если элементы расположены под углом 90о).
Соединения могут быть:
- стыковые (без скоса кромок, с односторонним, с V-образным, X-образным, криволинейным скосом);
- торцевые;
- внахлест;
- угловые (угол от 30о, односторонние, двусторонние без скоса кромок, с одним или двумя скосами);
- тавровые (угол острый или прямой, односторонние, двусторонние, без скоса кромок, с одним или двумя скосами).
Расчет длины катета сварного шва в зависимости от толщины металла возможен для трех видов швов: угловых, тавровых, внахлест.
Расчет длины катета шва, исходя из толщины металла, требуется на промышленном производстве, так как от этого показателя зависит прочность спая, расход сварочной проволоки, ее диаметра (чем длиннее сторона треугольника, тем толще проволока).
Важно! Если сторона треугольника слишком длинная, увеличивается объем жидкого металла (из-за большой площади нагрева) и расход присадки, готовое изделие может деформироваться.
Катет важен так же, если свариваются элементы различных размеров (расчеты производятся, базируясь на меньший показатель).
Формула расчета
Объем наплавленного материала равен квадрату катета. Например, если К увеличивается на 1 мм при длине спая 10 мм, расход проволоки увеличивается на 20%.
Для соединения внахлест материалов с толщиной до 4-х мм К=4. Если показатель больше, нужно взять 40% толщины и приплюсовать 2 мм.
Угловые сварные соединения бывают:
- нормальные (без выпуклости и вогнутости) — К равен толщине металла;
- вогнутые — К=0,85;
- выпуклые — К= s×cos45°, где s – ширина спая, cos45°=0,7071;
- специальные (треугольник не равнобедренный).
При расчете длины катета сварного шва в зависимости от толщины металла формулы недостаточно — важен способ сварки и текучесть свариваемого металла.
Полученный результат необходимо сверить с требованиями ГОСТ 11534-75 и ГОСТ 5264-80 или справочными материалами.
При проведении сварочных работ в домашнем хозяйстве достаточно установить сторону треугольника, превышающую толщину на 1-1,5 мм, или определить показатель по таблице. Существуют правила, которые необходимо соблюдать всегда. К должен быть меньше, чем толщина самого тонкого элемента, умноженная на 1,2. Протяженность спая должна быть меньше, чем К*4.
Расчет катета для шва 1м
На практике все расчеты достаточно условные, так как базируются на предпосылках:
- нагрузка распределяется равномерно по всей длине наплавленной присадки;
- разрушение возможно только по слою присадки, равному 0,7 К.
Цель проектировочных расчетов – определить оптимальный размер спая для определенного показателя растяжения и осевого напряжения.
Оптимальная протяженность наплавленной присадки по нагрузке на растяжение определяется по формуле:
L= F/ρ*[ρ], где
L – протяженность спая;
F – планируемая реальная нагрузка на соединение;
ρ – допустимая нагрузка на соединение.
Оптимальная протяженность по осевому напряжению:
L=F/0,7К*ρ
Из этой формулы можно вывести формулу для расчета К при протяженности наплавленной присадки 1 м:
К= 0,7*L*ρ
К=0,7*ρ
Это значит, что К полностью зависит от величины допустимой нагрузки.
Допустимые нагрузки на сжатие, растяжение и срез для различных методов сварки определены в специальных таблицах.
При разработке проектной документации:
- выбирается метод сварки, вид сварки, марка электрода (проволоки);
- определяют нормативную допустимую нагрузку;
- рассчитывают длину спая на растяжение и осевое напряжение;
- создают чертеж соединения;
- уточняют технические характеристики и размеры свариваемых элементов.
При разработке проектной документации сварки определение точной величины катета шва от толщины металла и оптимальной длины спая проводится с целью повысить качество работ и минимизировать их себестоимость. Важно получить прочные и надежные соединения при минимальных затратах. Особенно важен этот показатель на больших промышленных предприятиях, изготавливающих металлоконструкции, которые должны выдерживать во время эксплуатации повышенные нагрузки.
Источник: https://ssk2121.com/vybor-kateta-svarnogo-shva/
Рассчет катета сварного шва
У сварочных швов есть различные характеристики. Например, ширина, толщина или высота усиления. И эти характеристики напрямую зависят от разновидности соединения: прямого или углового сварного шва. С помощью таких характеристик можно без труда рассчитать катет сварочного шва. Это очень полезный расчет, он позволит вам улучшить качество своей работы и не только.
Но что такое катет сварного шва? Как измерить катет шва по его ширине? И зачем вообще необходимо измерение катета? В этой статье мы постараемся кратко ответить на эти вопросы и рассказать, как произвести расчет катета сварного шва от толщины металла. Новичкам будет достаточно прочтения одного этого материала, чтобы вникнуть в суть.
Общая информация
Катет сварочного шва — это катет треугольника, который мы можем вписать в продольное сечение. Вписать, конечно, условно. Но зачем вообще производить расчет катета углового сварного шва (или любого другого типа соединения, будь то прямой, стыковой или внахлест)? Конечно, вы можете приобрести для этого специальную механическую линейку, но мы рекомендуем научиться производить расчеты самостоятельно. Это улучшит ваши профессиональные навыки.
С помощью расчетов вы сможете буквально измерить прочностные характеристика вашего шва.
Вы не можете просто сделать катет шва при сварке большего размера, чтобы решить проблему слабого соединения (хотя на первый взгляд вам даже может показаться, что шов и так достаточно прочный).
Многие новички считают, что можно просто увеличить наплавку и проблем не будет, но это большая ошибка. Чем больше вы наплавляете металл, тем больше нагревается деталь, а перегрев может стать причиной деформации металла.
Также расчет необходим с финансовой точки зрения. Вы сможете до копейки рассчитать себестоимость работ и вам не придется увеличивать количество комплектующих, электричества и сил, чтобы сделать слишком толстый или широкий шов. Еще расчеты полезны в случаях, когда есть серьезные различия по толщине свариваемых деталей. Например, вы свариваете деталь из тонкого металла с деталью из толстого металла. В таких случаях нужно проводить расчет детали из тонкого металла.
Произведя расчеты вы просто не сможете сделать шов слишком узким. А это особенно важно, если вам нужно сварить важную металлоконструкцию, к которой предъявляются повышенные требования.
Особенно, если нужно сделать много угловых швов, которые больше остальных подвержены деформации. С виду ваши соединения могут казаться вполне прочными, а по факту ответственная конструкция может просто не выдержать механическую нагрузку при эксплуатации.
Словом, расчет катета — это действительно важно. Ну а как произвести расчет мы расскажем далее.
Как рассчитать катет сварного шва
Существует огромное количество формул, с помощью которых можно рассчитать катет шва. Вместе с ними есть и различные типы швов: стыковые, тавровые, нахлесточные, угловые, и каждый из типов имеет свои подтипы. Получается, что каждому типу шва по формуле, а их около десятка (с учетом всех особенностей, конечно). Их все мы не сможем раскрыть в рамках этой статьи, поэтому расскажем, как рассчитать катет по ширине шва, поскольку это самая популярная и часто применимая формула.
Т — это наш катет
Источник: https://svarkaed.ru/svarka/poleznaya-informatsiya/rasschet-kateta-svarnogo-shva.html
Катет шва в зависимости от толщины металла
В производстве металлоконструкций и автомобилей с большим весом сварные соединения должны выдерживать высокие нагрузки. Спай будет качественным только в том случае, если перед началом работ точно рассчитаны все параметры. Один из важных показателей – катет шва (К).
Это одна из сторон самого большого условного треугольника с равными боками, который возможно вписать в поперечное сечение соединения (ГОСТ Р ИСО 17659-2009, вступивший в силу 01.07.2010 г). Ее можно измерить или рассчитать, базируясь на размеры свариваемых элементов.
Расчет катета по толщине металла
Выбирая длину стороны треугольника, учитывается размеры заготовок, положение и вид спая. Подбор осуществляется для каждого элемента, но учитываются общие принципы. В домашнем хозяйстве можно использовать шаблон для измерения.
Чтобы соединение было достаточно прочным, обе одинаковые стороны треугольника должны иметь одинаковую длину (если элементы расположены под углом 90 о ).
Соединения могут быть:
- стыковые (без скоса кромок, с односторонним, с V-образным, X-образным, криволинейным скосом);
- торцевые;
- внахлест;
- угловые (угол от 30 о , односторонние, двусторонние без скоса кромок, с одним или двумя скосами);
- тавровые (угол острый или прямой, односторонние, двусторонние, без скоса кромок, с одним или двумя скосами).
Расчет длины катета сварного шва в зависимости от толщины металла возможен для трех видов швов: угловых, тавровых, внахлест.
Расчет длины катета шва, исходя из толщины металла, требуется на промышленном производстве, так как от этого показателя зависит прочность спая, расход сварочной проволоки, ее диаметра (чем длиннее сторона треугольника, тем толще проволока).
Важно! Если сторона треугольника слишком длинная, увеличивается объем жидкого металла (из-за большой площади нагрева) и расход присадки, готовое изделие может деформироваться.
Катет важен так же, если свариваются элементы различных размеров (расчеты производятся, базируясь на меньший показатель).
Сварные соединения
Качество выполнения строительно-монтажных работ во многом зависит от степени ответственности и добросовестности непосредственных участников процесса строительного производства.
Стремясь к извлечению максимальной прибыли и идя по пути минимизации всех возможных затрат, подрядчики зачастую отдают предпочтение труду низкоквалифицированных сварщиков.
Кроме того, в целях экономии средств, для выполнения тех или иных видов строительных работ используется устаревшее и изношенное оборудование.
Данная ситуация, не может не оказывать существенного негативного влияния на качество сварочных работ, что обуславливает значительное число выявляемых дефектов.
На фотографии отчетливо видна цепочка пор, а катет шва справа постепенно пропадает
- Поры могут выходить или не выходить на поверхность сварного шва, они располагаются цепочкой или группами. Поры являются недопустимым дефектом для сварных швов изделий, по сравнению с трещинами поры не так опасны, однако их присутствие нежелательно.
- Трещинами называются микроскопические, имеющие характер надреза, несплошности, зарождающиеся в интервале температур кристаллизации металла. Трещины могут развиваться при остывании металла в твердом состоянии. По отношению к оси шва трещины делятся на продольные и поперечные. Продольные трещины могут располагаться по оси шва в месте стыка. Трещины являются одним из основных видов брака при сварке. Наличие трещин в сварном соединении не допускается, так как они могут послужить причиной разрушения изделия.
- Несанкционированные изменения конструкции узлов – применение дополнительных накладок, наращивание закладных или монтажных связей с применением в том числе стыковых швов, замена уголков на связи выполненные из пластин, соединенных угловыми швами(плохо работающими на излом), наращивание несущих балок несанкционированными стыковыми соединениями и т.д.
В стыковой шов конструкции вварена арматура, что приводит к увеличению зазоров между свариваемыми деталями.
Увеличенные зазоры между свариваемыми деталями. Основная причина – неправильная сборка узла, сверхнормативное смещение закладных в плоскости и из плоскости. Дефект приводит не только к уменьшению фактического катета шва, но и к изменению в худшую сторону условий работы шва, т.е. к появлению дополнительно к срезывающим изгибающих напряжений.
Дефекты формирования шва, их происхождение связано с нарушением режима сварки, неправильной подготовкой под сварку, неисправностью сварочной аппаратуры и другими причинами общего характера. Из-за неправильного выбора режима сварки, отклонений параметров режима от заданных, неправильной подготовки изделия под сварку, неисправности аппаратуры в сварном соединении могут возникнуть дефекты — непровары, подрезы, наплывы и прожоги.
Подрезы основного металла – влияют не только на прочность, но и на долговечность соединения (ослабление сечения + концентратор напряжений). Основные причины дефекта:
- неправильное положение электрода;
- большой ток при сварке(с вертикальных поверхностей, как правило, металл стекает, оставляя подрез);
- оставление выводного кратера незаплавленным;
- неправильное направление сварки.
Уменьшенный катет шва.
Основные причины — спешка при выполнении сварного шва, неправильное положение электрода(металл наплавляется на одну кромку свариваемых деталей, что приводит к значительной разнице между катетами одного и того же шва, при этом замеры производятся по наименьшему катету) , большой ток при сварке(металл стекает с вертикальной поверхности на горизонтальную, что ведет к значительной разнице между катетами), увеличенный зазор между свариваемыми кромками. При этом, имея уже заготовленные монтажные связи фиксированной длины, невозможно обеспечить требуемую длину шва. Огорчает то, что часто проектировщики в чертежах показывают сварные швы по контуру прилегания детали, не оговаривая минимальную длину шва для обеспечения требуемой прочности соединения.
Отсутствие вертикального сварного шва.
По способам обнаружения дефекты делятся на внешние и внутренние. Выше были рассмотрены внешние дефекты, расположенные на поверхности сварного соединения и обнаруживаемые невооруженным глазом. Наличие зазоров, неравномерность сварочных швов, присутствие ржавчины, неплотность швов и другие дефекты свидетельствуют о некачественной работе. Проверяют сварные соединения с помощью лупы с шестикратным увеличением, а также сравнивают их текущие размеры с допустимыми нормами.
Внутренними называются дефекты, не выходящие на поверхность сварного соединения и наблюдаемые с помощью специальной аппаратуры, например ультразвуковой.
Ультразвуковые приборы позволяют оперативно и точно проводить ультразвуковой контроль вдоль линии сварного шва без поперечного сканирования, в том числе на дальние расстояния, что существенно сокращает время на подготовку околошовной поверхности сварных соединений.
Проверять сварку можно вакуумным способом, который состоит в намыливании шва и наложении на него вакуумной рамки. Потом воздух при атмосферном давлении проходит через дефекты шва, если таковые имеются и появляются пузыри.
Проницаемость швов в сварке можно проверить путем их окрашивания фенолфталеином. Если есть дефекты, то на шве образуются красно-фиолетовые или черные пятна. Идеальные сварочные швы внешне должны быть мелкочешуйчатыми, по всей длине плотными, на них не должно быть скоплений и цепочек пор, наплывов, прожогов, сужений и перерывов.
Трещины на сварочных соединениях можно выявить путем шлифовки их наждачной крупнозернистой бумагой. Если дефекты будут обнаружены, в обязательном порядке они должны быть устранены, иначе металлоконструкция не допускается для дальнейшей эксплуатации.
Мы проводим профессиональную экспертизу сварочных работ
Лаборатория Экспертиз рада предложить вам свои услуги в обнаружении дефектов в сварочных швах. У нас работают квалифицированные сотрудники, которые с помощью современного оборудования максимально быстро дадут заключение о качестве сварочной работы, а также опишут все технические характеристики исследуемого образца металлоконструкции.
Все механические испытания и химические экспертизы в нашей строительной лаборатории проводятся на законных основаниях с четким соответствием ГОСТу и установленным нормам. Результаты проверок всегда достоверны и точны на 100%. Команда опытных специалистов работает в сфере строительных экспертиз не первый год, поэтому ошибки и неточности в процессе проверки полностью исключены.
Стоимость наших услуг разумна и доступна для каждого потенциального клиента.
Источник: https://labexp.ru/help/articles/kachestvo_svarnykh_soedineniy/
Как рассчитать катет сварного шва — Станки, сварка, металлообработка
В строительной отрасли при сварке массивных металлических сооружений в стыках возникают серьезные нагрузки, что при несоблюдении технологии несет риски обрушения конструкции.
Это актуально в корабельной отрасли и машиностроении (при устройстве крупногабаритных автоматов), при возведении массивных строений. Качественное соединение должно быть изначально просчитано, чтобы избежать возможных будущих деформаций.
Самый простой способ проверить правильность сварной линии — узнать катет шва.
Катетом сварного шва называют катет условного треугольника, который вписывается в поперечное сечение. Единой цифры, которая бы стала показателем надежного и качественного шва при определении его катета, нет.
Чем больший размер равнобедренного треугольника можно вписать вместо шва, тем большие нагрузки он сможет выдержать. Часто эта характеристика зависит от вида металла и предела напряжения, которому он сможет противостоять.
Увеличение катета дает противоположный эффект — деталь деформируется и не сможет работать в нужном режиме.