Как грамотно сделать нахлест арматуры при вязке и сварке
Соединяя стальные пруты, армируя ленточный фундамент, у многих возникает естественный вопрос: как грамотно выполнить нахлест арматуры, и какова должна быть его длинна. Ведь правильная сборка металлического силового каркаса, позволит предотвратить деформацию и разрушение монолитной бетонной конструкции от воздействующих на нее нагрузок и увеличить безаварийный срок ее эксплуатации. Каковы технические особенности выполнения стыковых соединений, рассмотрим в данной статье.
Типы соединения арматуры внахлест
Согласно требованиям СНиП бетонное основание должно иметь не менее двух сплошных безразрывных контуров арматуры. Выполнить данное условие на практике позволяет стыковка армирующих прутов внахлест. При этом соединения в стыках могут быть нескольких типов:
- Внахлестку без сварки
- Сварные и механические соединения.
Первый вариант соединения широко используется в частном домостроении благодаря простоте исполнения, доступности и невысокой стоимости материалов. В данном случае применяется распространенный класс арматуры A400 AIII. Стыковка нахлеста арматурных стержней без использования сварки может осуществляться как с применением вязальной проволоки, так и без нее. Второй вариант чаще всего используется в промышленном домостроении.
Согласно строительным нормам и правилам соединение арматуры нахлестом при вязке и сварке предусматривает использование прутов диаметром до 40мм. Американский институт цемента ACI допускает использование стержней с максимальным сечением 36мм. Для армирующих прутьев, диаметр которых превышает указанные значения, использовать соединения внахлест не рекомендуется, по причине отсутствия экспериментальных данных.
Согласно строительной нормативной документации запрещено выполнять нахлест арматуры при вязке и сварке на участках максимального сосредоточения нагрузки и местах максимального напряжения металлических прутов.
Соединение нахлеста арматурных стержней сваркой
Для дачного строительства сварка нахлеста арматуры считается дорогим удовольствием, по причине высокой стоимости металлических стержней марки А400С или А500С. Они относятся к свариваемому классу. Что существенно повышает стоимость материалов. Использовать пруты без индекса «С», например: распространенный класс A400 AIII, недопустимо, так как при нагревании металл значительно теряет свою прочность и коррозионную стойкость.
Тем не менее, если Вы решили использовать стержни свариваемого класса (А400С, А500С, В500С), их соединения следует сваривать электродами 45 миллиметрового диаметра. Протяженность сварочного шва и самого нахлеста зависит от используемого класса арматуры.
Класс арматурных стержней | Протяженность сварного шва нахлеста в диаметрах соединяемой арматуры |
А400С | 8 ᴓ |
А500С | 10 ᴓ |
В500С | 10 ᴓ |
Исходя из приведенных данных видно, что при использовании при вязке стальных прутов класса В400С величина нахлеста, соответственно и сварного шва, составит 10 диаметров свариваемой арматуры. Если для силового каркаса фундамента взяты стержни ᴓ12 мм, то протяженность шва составит 120 мм, что, по сути, будет соответствовать ГОСТу 14098 и 10922.
Согласно американским нормам нельзя сваривать перекрестия арматурных стержней. Действующие нагрузки на основание могут вызвать возможные разрывы, как самих прутьев, так и мест их соединения.
Соединение арматуры внахлест при вязке
В случаях использования распространенных прутов марки А400 АIII, что бы передать расчетные усилия от одного стержня другому используют способ соединения без сварки. При этом места нахлеста арматуры связывают специальной проволокой. Такой метод имеет свои особенности и к нему предъявляются особые требования.
Варианты нахлеста арматуры
В соответствие с действующим СНиП безсварочное соединение стержней при монтаже силового каркаса ЖБИ может производиться одним из следующих вариантов:
- Накладка профильных стержней с прямыми концами;
- Нахлест арматурного профиля с прямым окончанием с приваркой или монтажом на протяжении всего перепуска поперечно расположенных прутов;
- С загнутыми окончаниями в виде крюков, петель и лапок.
Вязать такими соединениями можно профилированную арматуру диаметром до 40 миллиметров, хотя американский стандарт ACI-318-05 допускает к использованию стержни диаметром не более 36 мм.
Использование стержней с гладким профилем требует применять варианты нахлестного соединения либо путем приварки поперечной арматуры, либо использовать стержни с крюками и лапками.
Основные требования к выполнению соединений нахлестом
При выполнении вязки стыков арматуры нахлестом существуют определенные строительной документацией правила. Они определяют следующие параметры:
- Величину накладки стержней;
- Особенности расположения самих соединений в теле бетонируемой конструкции;
- Местонахождение соседних перепусков относительно друг друга.
Учет этих правил позволяет создавать надежные железобетонные конструкции, и увеличивать срок их безаварийной работы. Теперь обо всем подробнее.
Где располагать при вязке нахлестные соединения арматуры
СНиП не допускает расположение мест вязки арматуры нахлестом в областях наибольшей нагрузки на них. Не рекомендуется располагать стыки и в местах, где стальные стержни испытывают максимальное напряжение. Все стыковочные соединения прутов лучше всего размещать в ненагруженных участках ЖБИ, где конструкция не испытывает напряжения. При заливке ленточного фундамента перепуски окончаний арматуры разносят в места с минимальным крутящим моментом и с минимальным изгибающим моментом.
В случае отсутствия технологической возможности выполнить данные условия, протяженность нахлеста армирующих стержней берется из расчета 90 диаметров стыкуемых прутов.
Какую делать величину нахлеста арматуры при вязке
Поскольку вязка арматуры внахлест определяется технической документацией, то там четко указана протяженность стыковочных соединений. При этом величины могут колебаться не только от диаметра используемых прутов, но и от таких показателей как:
- Характер нагрузки;
- Марка бетона;
- Класс арматурной стали;
- Мест соединения;
- Назначения ЖБИ (горизонтальные плиты, балки или вертикальные колонны, пилоны и монолитные стены).
Сращивание арматурных стержней при выполнении нахлеста
В целом же протяженность нахлеста прутов арматуры при вязке определяется влиянием усилий, возникающих в стержнях, воспринимаемых сил сцеплением с бетоном, воздействующими по всей длине стыка, и силами, оказывающими сопротивления в анкеровке армирующих прутов.
Основополагающим критерием при определении длинны напуска арматуры при вязке, берется ее диаметр.
Для удобства расчетов нахлеста армирующих стержней при вязке силового каркаса монолитного фундамента предлагаем воспользоваться таблицей с указанными величинами диаметра и их напуска. Практически все величины сводятся к 30-ти кратному диаметру применяемых стержней.
Диаметр арматурной стали А400, мм | Величина нахлеста | |
в диаметрах | в мм | |
10 | 30 | 300 мм |
12 | 31,6 | 380 мм |
16 | 30 | 480 мм |
18 | 32,2 | 580 мм |
22 | 30,9 | 680 мм |
25 | 30,4 | 760 мм |
28 | 30,7 | 860 мм |
32 | 30 | 960 мм |
36 | 30,3 | 1090 мм |
В зависимости от нагрузок и назначения железобетонных изделий длина нахлестных соединений стержневой стали изменяется в сторону увеличения:
Вид нагрузки | Назначение ЖБИ | |
Горизонтальное использование, в диаметрах | Вертикальное использование, в диаметрах | |
В сжатом бетоне | 33,8 ᴓ | 48,3 ᴓ |
В растянутом бетоне | 47,3 ᴓ | 67,6 ᴓ |
В зависимости от марки бетона и характера нагрузки, применяемого для заливки монолитной ленты фундамента и прочих железобетонных элементов, минимальные рекомендуемые величины перепуска арматуры в процессе вязки будут следующими:
Диаметр армирующей стали А400 используемой в сжатом бетоне, мм | Длина нахлеста армирующих стержней для марок бетона (класс прочности бетона), в мм | |||
М250 (В20) | М350 (В25) | М400 (В30) | М450 (В35) | |
10 | 355 | 305 | 280 | 250 |
12 | 430 | 365 | 335 | 295 |
16 | 570 | 490 | 445 | 395 |
18 | 640 | 550 | 500 | 445 |
22 | 785 | 670 | 560 | 545 |
25 | 890 | 765 | 695 | 615 |
28 | 995 | 855 | 780 | 690 |
32 | 1140 | 975 | 890 | 790 |
36 | 1420 | 1220 | 1155 | 985 |
Диаметр армирующей стали А400 используемой в растянутом бетоне, мм | Длина нахлеста армирующих стержней для марок бетона (класс прочности бетона), в мм | |||
М250 (В20) | М350 (В25) | М400 (В30) | М450 (В35) | |
10 | 475 | 410 | 370 | 330 |
12 | 570 | 490 | 445 | 395 |
16 | 760 | 650 | 595 | 525 |
18 | 855 | 730 | 745 | 590 |
22 | 1045 | 895 | 895 | 275 |
25 | 1185 | 1015 | 930 | 820 |
28 | 1325 | 1140 | 1040 | 920 |
32 | 1515 | 1300 | 1185 | 1050 |
36 | 1895 | 1625 | 1485 | 1315 |
Как расположить друг относительно друга арматурные перепуски
Для увеличения прочности силового каркаса фундамента очень важно правильно располагать нахлесты арматуры относительно друг друга в обеих плоскостях тела бетона. СНиП и ACI рекомендуют разносить соединения, таким образом, чтоб в одном сечении было не более 50% перепусков. При этом расстояние разбежки, как определено в нормативных документах, должно быть не менее 130% длинны стыковочного соединения стержней.
Взаимное расположение арматурных перепусков в теле бетона
Если центры нахлеста вязаной арматуры находятся в пределах указанной величины, то считается, что соединения стержней располагается в одном сечении.
Согласно нормам ACI 318-05 взаимное расположение стыковочных соединений должно находиться на расстоянии не менее 61 сантиметра. Если дистанция будет не соблюдена, то повышается вероятность деформации бетонного монолитного основания от нагрузок, оказываемых на него в процессе возведения здания и его последующей эксплуатации.
Источник: https://postroim-dachu.ru/stroitelstvo-fundamenta/kak-sdelat-nahlest-armatury-pri-vyazke-i-svarke.html
Вязка арматуры: технология крепления, способы соединения, описание схем и правила монтажа
Важную роль при строительстве любого здания и сооружения играет фундамент. Он принимает на себя статическую и динамическую нагрузку от конструкций здания и всего, что в нем есть. Дальнейшая задача фундамента состоит в распределении и передаче этой нагрузки на грунт.
Фундамент, как элемент здания, находится под постоянной нагрузкой. Долговечность здания находится в прямой зависимости от качества фундамента, его прочности, надежности. Следовательно, говоря о бетонировании фундамента под здание, нужно учесть все эти факторы.
Конструкция ленточного фундамента состоит из бетона, который отлично работает на сжатие. Следующим элементом является арматура, которая считается своеобразным скелетом и хорошо работает на изгиб.
Сочетание этих двух элементов получило название – железобетон. Такая конструкция уверенно работает с динамическими, статическими нагрузками. Придает зданию устойчивость, долговечность, прочность.
Особенности применения ленточного фундамента
В последнее время частное домостроение переживает оптимизированный тренд. Архитекторы и дизайнеры рождают смелые проекты, которые требуют ответственных шагов строительной индустрии в плане создания новых материалов на основе других композитных вяжущих.
Революционные изменения в современной строительной инженерии не коснулись конструкции фундаментов. Здесь, как и прежде, большую роль играет человеческий фактор и существует много затрат физического труда.
Несложные конструкции ленточных фундаментов считаются правилом хорошего тона при строительстве гаражей, временных строений, хозяйственных построек, загородных коттеджей и прочих строительных объектов.
Ленточные фундаменты хорошо зарекомендовали себя в условиях умеренного климата, с глубиной промерзания до полутора метров. Грунты должны быть сухие и твердые. Если мы имеем случай, что грунты пучинистые, или место с повышенной влажностью, такие фундаменты нецелесообразно устраивать.
Преимущественными качествами можно назвать простоту конструкции, которая позволяет без специальной подготовки выполнять практически весь комплекс работ. Удачно сочетается с техническими условиями подвальных этажей и монолитных перекрытий. Позволяет обходиться без использования тяжелой строительной техники.
Обычно ленточные фундаменты устраивают под наружные несущие стены здания. Внутренние стены и перегородки здания, тоже опираются на ленточный фундамент.
Основные правила и требования при армировании
Существует специальная методика расчета конструкции ленточного фундамента. Все основные показатели, такие как: диаметр арматурных стержней, их количество в нижнем и верхнем поясе, расстояние между стержнями рабочей арматуры, определяется расчетным путем.
Такие значения как: класс арматуры для верхнего и нижнего пояса, расстояние между хомутами, расстояние перекрывания арматурных стержней при соединении каркасов, защитный слой бетона, назначаются из конструктивных соображений техническими специалистами.
Строительные нормы и правила регламентируют выполнение арматурных работ при устройстве монолитного ленточного фундамента. Существует ряд условий для использования арматуры определенного класса:
- арматурный каркас должен быть расположен таким образом, чтобы не быть помехой при выполнении бетонирования фундамента;
- расстояние между поперечными соединительными хомутами назначается конструктивно, в соответствии с нормами строительного производства. Они не должны препятствовать проникновению булавы вибратора при заливке бетонной смеси;
- при соединении между собой арматурных каркасов стержни рабочей арматуры накладываются друг на друга и крепко стягиваются вязальной проволокой. Также шарнирный узел должен быть жестким, при поперечном соединении арматурных каркасов;
- для предотвращения контакта арматурных прутков с наружным воздухом, следует предусматривать устройство защитного бетонного слоя толщиной до 50 мм. Это позволит сохранить рабочую арматуру от коррозии. Фундамент на протяжении долгого времени будет обеспечивать устойчивость и прочность конструкции;
- строительными нормами допускается выполнять замену арматурных стержней с различным диаметром. Например, четыре стержня рабочей арматуры диаметром 10 мм, которые имеют периодический профиль и расположены в нижнем поясе, на аналогичные два стержня диаметром 20 мм. Такая замена не приведет к нарушению расчетных показателей конструкции.
Инструменты для вязания стержней арматуры
При небольших объемах частного домостроения застройщики используют метод ручной вязки арматурных стержней в каркасы. Преимуществ у этого метода достаточно, а выполняться может следующим образом:
Вязальным пистолетом. Производительность работы весьма высокая. При большом строительстве коттеджных городков оправдывает свое применение. Удобно пользоваться, когда арматурные работы ведутся на открытой площадке.
Крючки промышленного изготовления. Такой крючок насаживают на деревянную ручку или зажимают в шуруповерт. Процесс вязания отчасти становится механизированным, но производительность труда не увеличивается.
Подручными средствами. Как правило, в среде непрофессионалов используют кусок сварочного электрода или обычный гвоздь. Предварительно изогнув его плоскогубцами, получается нехитрый инструмент, который сгодится при небольших объемах работ.
Технологическая карта вязки арматурных стержней
Давайте детально рассмотрим схему соединения стрежней рабочей арматуры с хомутами. Данный процесс, включает в себя следующие операции:
- в первую очередь выполним заготовку вязальной проволоки. Отматываем из бухты проволоку и нарезаем на куски 250- 300 мм;
- вдвое согнутой проволокой обхватываем место соединения прутков арматуры;
- в полученную петлю проволоки, вставляем вязальный крючок и производим вращательные движения. Стержни арматуры плотно соединяются;
- после четырех оборотов крючок вытаскивается, а концы проволоки загибаются вокруг соединения.
Выполнять угловое соединение каркасов в котловане, допускается только с использованием гнутых профилей арматуры.
Какая проволока используется для вязки арматуры?
Качество вязальной проволоки отражается на прочности и жесткости соединений каркаса. При всей своей мягкости, она должна быть достаточно прочной и обеспечивать плотность соединения. От величины диаметра соединяемых стержней арматуры, зависит толщина вязальной проволоки. Наиболее популярной среди застройщиков, считается черная отожженная проволока диаметром до полутора миллиметров.
Наиболее обеспеченные застройщики, могут позволить себе использование вязальной проволоки с антикоррозийным покрытием из цинка. Такая проволока будет много лет радовать взор владельца.
Стоимость арматурных работ
Выполнение арматурных работ включает в себя несколько операций. В первую очередь выполняются необходимые заготовки арматурных стержней рабочей, конструктивной, соединительной арматуры.
Вязальная проволока разматывается из бухты и режется на куски длиной до 300 мм. В зависимости от диаметра проволоки можно с одной стороны сделать петлю.
После связывания отдельных стержней в пространственные каркасы, они занимают проектное положение. Теперь их прочно закрепляют в опалубке, вертикальные стороны распорками, а снизу бобышками.
Выполнив несложные подсчеты, можно узнать, сколько металла было использовано при изготовлении каркасов фундамента. Такие же подсчеты делаются для определения объема бетонной смеси, которая будет уложена в массив.
В каждом отдельном случае, каркасы могут отличаться по конструктивной особенности и материалу. Средняя расценка, за выполнение вязальных работ, составляет в пределах восемнадцати тысяч рублей за тонну арматуры, уложенной в фундамент.
Рекомендации специалистов
При выполнении ленточного монолитного фундамента под вспомогательную хозяйственную постройку, баню, гараж, расчеты по подбору арматуры обычно не производят. Конструктивно, в качестве несущей, используют периодического профиля арматуру класса А 3,диаметр должен быть не менее 12 мм.
Можно использовать при армировании стержни из композитных материалов. По качественным характеристикам они не уступают стальным, а по ряду показателей даже превосходят. Невысокая стоимость и вес, прочность и долговечность стали визитной карточкой этого материала.
Отличной альтернативой вязальной проволоки в среде продвинутых специалистов считаются пластиковые стяжки. Они обеспечивают достаточно прочное соединение стержней, минимизируют трудозатраты и увеличивают производительность труда.
Заключительная часть
Хорошо, когда мужчина может своими руками многое делать в сфере домашней хозяйственной деятельности. Однако, строителями не рождаются — ими становятся. Необходимо обладать определенным запасом знаний и опыта.
Одним из важных и ответственных конструктивных элементов здания, является фундамент. От качества и надежности этого конструктивного элемента, зависит прочность и долговечность всего здания, а также безопасность жильцов.
Ответственные строительные процессы должны выполнять профессионалы, а не самоучки. Поручите специалистам делать то, что они умеют хорошо делать.
Фото вязки арматуры
Также рекомендуем просмотреть:
Источник: https://stroimaterials.ru/vyazka-armatury/
Как правильно связать арматуру для фундамента, необходимые инструменты — Станок
Многие считают, что только сварка способна скрепить арматуру наиболее жестко. Все верно и неверно: дело в том, что основная задача, преследуемая при соединении арматурных прутьев – не придание прочности полученному каркасу. Она достигается при заливке, за счет бетонной смеси.
- Смысл данной операции в том, чтобы зафиксировать металлические стержни в нужном положении и исключить их смещение друг относительно друга при заливке или последующем вибрировании и при эксплуатации.
- Сварка справится с этой задачей, но:
- изменит кристаллическую структуру металла стержней в местах соединения и уменьшит его прочность;
- создаст чрезмерно жесткую конструкцию, которая может нарушиться при вибрировании и последующей эксплуатации именно из-за своей жесткости;
- потребует специального оборудования и знаний;
- увеличит сроки и стоимость строительства.
В настоящее время сварка арматуры используется исключительно в промышленном строительстве для ограниченного вида объектов, которые будут стоять на грунте, не склонном к проседанию.
Большинство же домашних мастеров предпочитает вязку.
Этот способ соединения лишен всех вышеперечисленных недостатков, является простым, надежным, не требует ни специальных знаний, ни использования дорогостоящего оборудования.
Кроме того, при вязке арматуры для фундамента не нарушается целостность металла, а сами стержни сохраняют ограниченную подвижность друг относительно друга, что позволяет им без всякого вреда для себя выдержать вибрирование и нагрузки, возникающие при эксплуатации.
Что нужно для вязки арматуры
Прежде всего – стальная проволока. Можно использовать белую, оцинкованную, но подойдет и обычная, черная. Бояться, что она разрушится из-за ржавчины, не стоит: при правильной закладке арматуры, то есть, при довольно большом слое бетона (не менее 2 см), полностью исключается доступ кислорода к элементам арматуры, и коррозии не будет.
К вязальной проволоке предъявляются следующие требования:
- Сечение от 1,2 мм до 1,6 мм (более тонкая проволока не сможет обеспечить надежного соединения, а работать с проволокой большего диаметра очень тяжело).
- Способность легко сгибаться и не ломаться при закручивании.
- Рекомендуется приобретать проволоку, изготовленную из низкоуглеродистой, подвергшейся обжигу стали.
Что же касается длины отрезков, на которые предстоит разрезать проволоку, то в среднем она составляет 20 см. Точное значение этого параметра зависит от способа соединения арматуры, ее толщины и опыта мастера.
В целях экономии можно использовать металлический корд из покрышек грузовиков, для этого их придется сжечь.
Иногда в импортных покрышках используется пластиковый корд. Определить это легко: достаточно сделать надрез на внутренней, обращенной к ободу, стороне. Если нож упрется в металл – все в порядке.
Те, кому процесс сжигания покрышек не очень нравится, могут купить в магазине бухту провода, а заодно и нужные инструменты.
- Для вязания существует специальный крючок, который можно купить в магазине или изготовить самостоятельно.
- Этот способ, что называют двухрядным узлом, является простым, поскольку требует минимум усилий. Необходимые действия сводятся к следующему:
- Проволока сгибается пополам и кончик образовавшейся петли слегка изгибается — это нужно для того, чтобы ее было легче подсунуть под арматуру.
- Петля подсовывается под прутья по диагонали, и ее конец захватывается крючком.
- Свободный конец проволоки укладывается под кончик крючка, крючок закручивается и закручивает проволоку.
Можно слегка изменить порядок действий, применив на практике вязание арматуры способом №2:
- Сделать проволочную петлю, сгибая проволоку.
- Положить проволоку на стержни и прижать к ним пальцем.
- Свободные концы завести под стержень по диагонали и загнуть на себя.
- Вставить крючок в петлю и скрутить проволоку.
Способ №3:
- Проволочная петля заводится под арматуру снизу.
- Петля захватывается крючком, а «хвостик» из свободных концов перегибается через него под прямым углом.
- Необходимо крутить крючок.
Способ №4:
- Снова из проволоки делается петля и снизу продевается под арматуру.
- Конец проволочной петли захватывается крючком.
- Образовавшийся из свободных концов хвост перегибается через крючок и опускается так, чтобы образовалась еще одна петля.
- Нужно будет крутить крючок.
Последний способ хорош тем, что на этапе закрутки освобождает левую руку, и ею можно придержать стержень. В остальном же все четыре способа различаются лишь тем, подводится ли свободный конец проволоки к крючку или наоборот, и тем, что вокруг чего обкручивается.
Принципиальной разницы между ними нет: выбирается тот, который удобнее, но стоит помнить о некоторых моментах:
- Важно правильно определить размер петли, за которую будет зацепляться крючок, и не делать ее слишком длинной. Иначе, чтобы затянуть проволоку, вращать крючок придется на 7-8 оборотов, и проволока может порваться. Оптимальное количество оборотов – 3 или 4.
- Работая крючком, нужно слегка натягивать петлю, но не переусердствовать. Неравномерность натяжения узлов на разных участках не страшна, если она не приводит к изменению положения прутьев, но желательно, чтобы все узлы были затянуты с равным усилием. Это будет легче сделать, если использовать отрезки проволоки одной длины и затягивать узлы одинаковым количеством оборотов крючка.
- При больших объемах работы специалисты рекомендуют не нарезать проволоку, постепенно разматывая ее, а разрезать сразу всю бухту при помощи болгарки, затем взять несколько прутьев (они все будут одного размера) и согнуть их пополам. Работать с такими заготовками легче.
Оставшиеся кончики можно оставить, загнуть вниз или обрезать. Важно, чтобы после заливки их покрывал слой бетонной смеси толщиной не менее 2 см.
Дополнительные инструменты
Большинство мастеров вяжут двухрядным узлом и угловые элементы арматуры, хотя для этого существует особый вид узла, выполняемый плоскогубцами.
Существуют и другие узлы для вязки арматуры. Но они сложны в исполнении и используются редко.
Это крестовый и мертвый узлы.
Если в распоряжении имеется сварочный аппарат, можно самостоятельно изготовить оригинальный инструмент из полой стальной трубки сечением 1,2 см и сверла длиной 20 см, которое свободно входит в трубку. Также понадобится 2 болта на 8 мм, 2 соответствующие им гайки и крючок, изготовленный из проволоки с сечением 6 или 8 мм.
На конце трубки просверливаются 2 отверстия диаметром 8 мм, к ним привариваются гайки и вкручиваются болты. Сверло вставляется в трубку, после чего болты закручиваются так, чтобы их концы встали в оперение сверла.
К концу сверла приваривается крючок, и получается готовый инструмент.
Теперь осталось только потянуть за трубку, сверло начнет вращаться и закрутит проволоку.
Если есть желание полностью автоматизировать процесс вязки, можно использовать шуруповерт с насаженным на него крючком. Только обязательно выставлять его скорость на минимум. Неопытному мастеру не рекомендуется использовать с этой целью дрель из-за высокой скорости ее вращения.
Существуют вязальные пистолеты, которые способны свести участие человека к минимуму и сократить время выполнения работ. Пистолет работает от электродвигателя, который выполняет перетяжку проволоки, намотанной на бобину, что находится в корпусе.
Это достаточно дорогой инструмент, поэтому его покупка целесообразна лишь в том случае, если вязкой арматуры занимаются профессионально. Еще одним недостатком пистолета является небольшое время работы аккумулятора и то, что в труднодоступных местах, а также для вязки угловых элементов, им воспользоваться невозможно.
Другие способы вязки арматуры
При создании фундамента под небольшие объекты иногда используют композитную арматуру, которую можно вязать при помощи пластиковых хомутов.
В числе достоинств – простота выполнения работ, их абсолютная безопасность, минимальный риск коррозии. Из недостатков следует упомянуть то, что ходить по арматуре, связанной таким образом, строго запрещено. С пластиковыми хомутами нельзя работать при минусовых температурах.
Еще один способ вязки композитной арматуры – клипсы, изготовленные из сверхпрочного пластика. Технология вязки предельно проста: стержень вдавливается в зазор клипсы до щелчка. Но исправить допущенную ошибку и извлечь неправильно установленный стержень, не повредив клипсу, невозможно.
Для металлической арматуры пластиковые крепежные элементы не используются.
Меры безопасности при вязке арматуры
Чтобы свести к минимуму риск травмы, при работе с арматурой и вязальной проволокой следует придерживаться следующих простых правил:
- При нарезке стержней или проволоки с помощью болгарки обязательно надевать защитные очки или маску, которая защитит лицо от искр и мелких осколков металла.
- Чтобы не повредить руки, работать с вязальной проволокой только в плотных перчатках. Желательно использовать одежду, максимально закрывающую тело.
- Передвигаясь вблизи арматурного каркаса, не опираться на прутья.
- Не ходить по стержням и не стоять на них. При работе с арматурным каркасом большой площади (например, под плавающий фундамент дома), использовать для передвижения деревянные мостки, положенные поверх арматуры. На мостках не должно быть никаких посторонних предметов.
При кажущейся простоте эта работа требует сноровки, и поначалу ошибок не избежать. Лучше закупать проволоку с запасом и прежде, чем приступать к вязке, немного потренироваться на куске арматуры. Тренировки отнимут некое количество времени, зато полученный опыт поможет впоследствии создать безупречный арматурный каркас.
Источник: https://regionvtormet.ru/okrashivanie/kak-pravilno-svyazat-armaturu-dlya-fundamenta-neobhodimye-instrumenty.html
Технология вязки арматуры для фундамента – простые и правильные способы вязки и установки арматуры для различных типов фундаментов
Практически любое крупное строение начинается с возведения фундамента. Но не многие знают, что для надежности и долговечности фундамента его необходимо армировать строительной арматурой. Поэтому, многие кто планирует построить свой собственный дом своими силами невольно задаются вопросом: как правильно вязать арматуру?
При этом данный процесс является весьма сложным и требует терпения и внимания, специальных навыков, а так же определенных знаний в строительных работах.
По сути, арматура предназначена для придания гибкости бетонной конструкции, что делает ее более эластичной. Дело в том, что под воздействием больших нагрузок бетона, арматура принимает на себя. А вот без арматуры бетонная конструкция на самом деле будет очень хрупкой и ненадежной.
Как правило, процесс армирования довольно трудоемкий и выполнять его можно двумя распространенными способами: вязка проволокой либо прибегнуть к сварке. Безусловно, оба данных способа хороши, но каждый имеет свои определенные нюансы.
Способы вязки арматуры
Как правило, вязка арматуры своими руками это наиболее распространенный способ изготовления конструкции каркаса в подготовленной опалубке. Сам процесс вязки можно выполнять различными способами. Так наиболее распространенный и простой способ вязки арматуры это вязка специальным крючком, предназначенным для такой цели.
Можно так же использовать специальный пистолет, либо как вариант использовать шуруповерт с крючком на конце, так же можно использовать и плоскогубцы. На данном этапе важно правильно и надежно связывать проволокой прутья арматуры между собой.
Следует отметить, что в процессе соединения прутьев арматуры допускается использовать сварку, особенно если это гладкая арматура, которая не имеет на себе никаких “насечек”. Такую арматуру весьма сложно качественно связать крючком, поэтому в таких случаях рекомендуется использовать сварочное оборудование, при этом процесс вязки значительно упрощается.
Однако, несмотря на это вязка арматуры крючком считается наиболее надежным способом соединения рифленых прутьев арматуры.
Вязальная проволока
Немаловажное значение имеет вязальная проволока для вязки арматуры. Как правило, такая проволока имеет соответствующие требования, которые предъявляются к ней. В первую очередь это касается соответствия ГОСТа или стандарта, однако на практике чаще всего, такая проволока имеет соответствующий ГОСТ 3282-74 —«Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия».
Также следует отметить, что чем толще арматура, тем толще должна быть вязальная проволока. Не допустимо например арматуру в диаметре 18 мм. использовать проволоку с диаметром 1,2 мм.
Безусловно, вязка арматуры под фундамент это самый важный этап в изготовлении фундамента. Так как именно от правильной увязки зависит надежность и долговечность фундамента.
Важно понимать, что на фундамент постоянно ложатся очень большие нагрузки по весу, поэтому связанная внутри бетона конструкция из арматуры равномерно распределяет всю нагрузку по всей площади монолитного строения.
Своими силами или заказывать?
Если у вас имеются какие-либо сложности при создании надежного и качественного каркаса из арматуры, можете ознакомиться с многочисленными и подробными фото вязки арматуры где показаны все различные нюансы, которые могут возникнуть в процессе вязки.
Для того что бы фундамент строения прослужил очень долго, необходимо правильно его усилить арматурой связывая между собой прутья арматуры. Особое значение имеет прочность увязки проволокой арматуры между собой, в противном случае это негативно скажется на фундаменте.
А вот если для вас такая работа окажется сложной или непосильной, то в этом случае безусловно стоит обратиться к квалифицированным специалистам. Да, за такую услугу придется заплатить определенную сумму денег, но в этом случае вы сможете сэкономить свое время, при этом качество работы мастеров будет на весьма высоком уровне.
Так же специалисты имеют все самое необходимое для проведения таких работ, они смогут выполнить надежно работу любой сложности и в довольно быстрые сроки. Как правило, такие специалисты не только вяжут арматуру, но и делают опалубку, и заливают ее бетоном.
Фото вязки арматуры для фундамента
Также рекомендуем просмотреть:
Источник: https://materialexpert.ru/texnologiya-vyazki-armatury-dlya-fundamenta/
Как правильно вязать и гнуть арматуру для фундаментов: технология монтажа
Арматурный каркас с указанием мест обвязки
Во всех современных фундаментах строительство не обходится без применения арматуры – соединенных между собой металлических прутьев, которые воспринимают растягивающие напряжения при использовании совместно с бетоном. Каркас создает вертикальный и горизонтальный пояса, служит для увеличения прочности конструкции и равномерного распределения нагрузок.
Если арматура будет слабо или неправильно связана она расползется, чем нарушит целостность фундамента. Это повлечет медленное его разрушение. Связать прутья между собой достаточно просто, но как правильно вязать арматуру для фундамента, хорошо знают специалисты узкого профиля.
Схема связки каркаса практически одинаковая для всех типов оснований, кроме столбчатого деревянного или металлического, где формируется каркас поверх оголовка сваи с помощью арматуры или балок.
Они соединяются с оголовком и свариваются, при этом приходится гнуть прутья или катанку под конкретно заданным углом.
Три метода обвязки арматурного каркаса
Схематическое отображение способов технологии вязки арматуры
Для формирования металлического каркаса основания применяется три метода обвязки:
- Сварка. На первый взгляд, сварка – это самый простой и эффективный способ соединить арматуру, но на практике все выглядит иначе. Во время сварочных работ металл нагревается до высоких температур и деформируется, а это частичная потеря жесткости. Также приходится нанимать профессионального сварщика, который знает о свойствах металла, сможет не пережечь его, а это дополнительные финансовые расходы. Также существует риск разрушения места сварки во время работы промышленного вибратора. Возникают сложности, если гнуть металл неподалеку от места сварки.
- Соединение с помощью гнутой проволоки или пластиковых хомутов (стяжек). Этот метод популярен среди многих застройщиков, так как соединение можно сделать своими руками в считанные минуты. Если применяется гибкая проволока, то для соединения звеньев нужно использовать специальный инструмент. Пластиковые хомуты надежнее проволоки, но стоят дороже. Схема соединения аналогичная, только тогда приходится гнуть прутья под необходимым углом.
- Внахлест. Этот метод подразумевает соединение арматуры внахлест с дальнейшей фиксацией проволокой. Практикуется больше для горизонтальных поясов, сделанных из сетки, а внутри соединения используется вертикальный гладкий прут.
Любой из вышеперечисленных методов можно реализовать своими руками. При этом приходится гнуть металл, что сделать достаточно проблематично, учитывая жесткость арматуры и ее минимальный диаметр для горизонтальных поясов от 12 мм.
Вязание арматуры своими руками
При всем многообразии специализированного строительного инструмента, не все частные застройщики имеют возможность его купить или взять в аренду. Для вязки прутьев не требуется дорогостоящего инструмента, ее к тому же можно сделать своими руками.
Для этого необходимо приобрести стальную вязальную проволоку. Она достаточно гибкая и прочная, имеет диаметр 2—3 мм. Чтобы ее согнуть, придется использовать пассатижи или специально сделанный крючок, который впоследствии закручивается вокруг арматуры и фиксирует ее. Некоторые умельцы выполняющие армирование своими руками иногда используют шуруповёрт, как более простой и легкий способ вязки. Если вязать с помощью проволоки, то для этого потребуется:
- Один из вариантов вязки каркаса основания с применением крючка. Умельцы иногда используют шуруповерт, как более лёгкий способ вязки прутьев арматуры своими руками.отрезать кусок проволоки длиной около 30 см. Можно и больше, если ее не жалко, но концы будут мешать (включая лишние отходы);
- затем сложить проволоку пополам, чтобы увеличить жесткость и прочность;
- согнуть её по диагонали вокруг арматурного соединения и сделать небольшую петлю;
- в петлю установить крючок и равномерно, без лишних усилий, крутить по часовой стрелке, пока не станет тяжело оборачивать, или соединение станет достаточно прочным. Главное, не использовать силу, так как проволоку легко порвать и потом придется все начинать сначала;
- концы проволоки отрезать плоскогубцами и выбросить.
В случае армирования столбчатого фундамента арматурный каркас можно согнуть и затем фиксировать на оголовках специальными зажимами. Некоторые производители уже поставляют металлические или деревянные сваи со специальными зажимными скобами и муфтами.
В таком случае достаточно выгнуть прут и вставить его в скобу. Скобу зажать и сверху проварить, сделать все это можно своими руками, используя минимум инструмента.
В случае применения гладкой арматуры процесс вязки более трудоемкий, так как крюки будут постоянно отгибаться и без подручного специализированного инструмента не обойтись, как и без сторонней помощи.
Вязку арматурного каркаса для плитного монолитного фундамента лучше делать из нескольких поясов. Для горизонтального яруса используются спиральные прутья сечением до 16 мм, а для вертикальных звеньев – гладкая до 10 мм. При установке нижней сетки рекомендуется использовать пластиковые компенсаторы, которые создадут равномерный шаг. Затем при вязании вертикальных прутьев важно не забыть вывести их за пределы фундамента, ввиду того, что с ними соединятся несущие стены.
Использование пластиковых хомутов-стяжек для вязания более дорогой вариант замены проволоки, но хомуты (стяжки) можно найти в любом хозяйстве. Принцип обвязки аналогичен, но пластик для стяжек менее прочный. Поэтому силу при монтаже лучше не применять.
Самые популярные хомуты со специальным сердечником на конце стяжки, с их помощью крепятся кабеля и трубы на вертикальные поверхности. Пластик отлично показал себя при вязке своими руками в теплую погоду, в морозы он быстро теряет эластичность и лопается.
вязки:
Обвязка арматуры для фундамента по всем правилам
Эскиз технологии правильного создания соединения арматурных прутьев и обвязка крючком
Вязать арматуру вполне реально, используя подручные средства. Но стоит отметить, что правильное связывание прутьев между собой не гарантирует соблюдение всех строительных норм и качественного монтажа. Так как схема вязки каркаса зависит от типа фундамента, его размеров, толщины и типа используемого материала. Поэтому нужно учесть несколько ключевых правил:
- Если в качестве арматурного каркаса будет использоваться сетка, тогда обвязку нужно делать внахлест.
- Учитывая тип и сечение арматуры, необходимо рассчитать длину перепуска в местах соединения.
- Гнуть прутья нужно строго под определенным углом и равномерно.
- Учитывается марка бетона и условия работы в месте соединения. Минимальная длина перехлеста не менее 25 см.
Если армирование проводится на высоте от 3 метров, тогда без строительных лесов или подмостки не обойтись. Технология обвязки получается более сложная, ввиду существующих правил безопасности при высотных работах. Обвязка проводится в три этапа:
- Сначала подготовить арматуру, подвязать к ней стропы.
- Поднять на необходимую высоту, выровнять и уложить в пластиковые направляющие.
- Связать прутья по любой перечисленной технологии.
Высотные работы нужно проводить только с несколькими рабочими одновременно, обеспечить страховку и контролировать процесс подъема прутьев с дальнейшей их установкой на указанные места. Делать это своими руками без страховки категорически запрещено.
Стоимость обвязки относительно невысокая, так как мастера могут обработать несколько квадратных метров каркаса за час. А при применении специальных вязальных инструментов, еще быстрее. А качество вязки прутьев и соответствие всем строительным нормам они гарантируют, тем более что гнуть прутья будут специальными щипцами.
инструкция
Источник: https://FundamentClub.ru/armirovanie/kak-pravilno-vyazat-armaturu.html
Как правильно вязать арматуру — ПроСтройматериалы
Строительство дома начинается с закладки фундамента. Главное требование, предъявляемое фундаменту из бетона,– его прочность. Она достигается благодаря укладке внутрь бетона каркаса из прутьев арматуры, перевязанных между собой. Такой каркас называют армирующим. В этой статье пойдет речь о таком важном этапе строительных работ, как обвязка арматуры для фундамента.
Способы
Необходимо для начала рассмотреть, какие вообще существуют способы вязки арматуры для фундамента. Они отличаются между собой по типу:
- инструмента;
- материала;
- схемы вязки;
- типу арматуры.
По типу инструмента — это может быть как вязание арматуры для фундамента вручную, так и с помощью специального инструмента. В качестве последнего используют специальные вязальные крючки, шуруповерты, специальные пистолеты, выпускаемые как раз для выполнения этой операции.
В качестве материала, который используется для соединения прутьев арматуры между собой используется:
- вязальная проволока — это самая распространенная и надежная технология вязки арматуры для фундамента, потому что выполняется с завязыванием узла.
- скрепки — представляют собой прихваты из проволоки, которые в отличие от перевязки вязальной проволокой, выполняются без вязки узла.
- хомутики небольшого размера из пластмассы — этот новый материал получил распространение благодаря простоте монтажа и высокой скорости вязки, к тому же ему не страшна коррозия. Однако такая связка арматуры для фундамента вызывает определенный скептицизм у профессионалов. Подробнее читайте здесь.
- клипсы — выполнены в виде защелок, фиксирующих соседние прутья между собой.
- сварное соединение — этот старый способ не получил распространения, поскольку сварное соединение, по причине его хрупкости, подвержено растрескиванию во время заливки бетоном и не обладает необходимой надежностью. Для выполнения качественного сварного соединения нужен специалист-сварщик высокой квалификации.
Необходимая проволока
При выборе проволоки необходимо учитывать следующие факторы:
- Класс точности изготовления. Класс точности определяется способом производства. Существует проволока более высокого класса точности, ее отклонение фактического размера, диаметра, от заявленного производителем по всей длине проволоки меньше, чем у проволоки более низкого класса точности. Однако для вязания арматуры класс точности особого значения не имеет.
- Способ проката проволоки. Существует два типа проката: холоднокатаный и горячекатаный. Холоднокатаный прокат выкатывается прессами из заготовок без нагрева. При горячекатаном способе прокатная сталь выкатавывается в разогретом состоянии, что придает большую прочность.
- К какой группе по прочности на разрыв принадлежит проволока (существует первая и вторая группа);
- Степень коррозионной стойкости. По этому признаку существует только одно отличие – присутствует ли оцинкованное покрытие на проволоке или нет.
Критерий выбора проволоки весьма прост, нужна проволока, которая так и называется — «вязальная». Она имеет полный набор необходимых характеристик: достаточную мягкость при заявленной прочности, устойчивость к истиранию и надежность при закреплении.
Оцинкованную проволоку считают излишеством.
Оптимальный диаметр вязальной проволоки 1,2-1,4 мм. На проволоку диаметром 1,6-2 мм уходит много сил, в результате чего стройка замедляется, а единичка слишком слаба, она просто будет лопаться.
Проверить жесткость соединения арматуры нужно касанием прутьев – если они жестко закреплены, то ходить не будут, значит, все в порядке. Пробовать на прочность сам узел не следует, иначе есть риск разболтать вязку.
Длина проволоки, рекомендуемая для одной точки вязки, составляет от 30 до 50 см. Сама проволока стоит крайне дешево – порядка 50 р. за 100 метров. Чтобы избежать ее недостатка в неподходящий момент по причине утери или излишнего расхода, рекомендуется покупать ее с двойным запасом. 100 рублей за 200 метров, это совсем недорого.
Как правильно согнуть арматуру, все способы
Выбирать как гнуть арматуру для фундамента следует исходя из ее диаметра: своими руками небольшой диаметр согнуть достаточно просто, а вот для арматуры потолще придется использовать специальные приспособления, самодельные или специализированные.
Среди самодельных устройств распространены два способа. Первый – это когда обычная труба подходящего диаметра устанавливается вертикально и основание ее заливается бетоном, чтобы она прочно стояла.
Внутрь до упора вставляется арматура, и теперь выступающий из трубы конец можно согнуть, просто налегая на него. Если и это представляет определенные сложности, тогда на свободный конец арматуры дополнительно надевают вторую трубу, и теперь, за счет увеличенного рычага, спокойно гнут толстую арматуру.
Также часто прибегают к помощи сварки. Размягчив участок стержня нагревом, его становится легко согнуть. То же самое проделывают и с помощью паяльной лампы и молотка. Разогрев лампой точку сгиба, молотком выгибают арматуру.
Самый радикальный способ – сделать надрез небольшой болгаркой и потом с помощью подручных инструментов согнуть полностью.
Вязка крючком
Исполнение крючка для этих целей может быть различным, не это столь важно. Смысл заключен в наличии крюка как такового, потому что с помощью него продевается проволока. Правила вязки арматуры для фундамента схематически показаны на рисунке.
Обратите внимание на последовательность действий:
- Согните проволоку пополам;
- По стрелке, как на рисунке, заведите ее в позицию для продевания;
- Засуньте крючок в петельку, которая будет сейчас заводится;
- Проденьте петлю крючком внутрь между свободными концами проволоки;
- Не вынимая крючка, крутите до затяжки, но не пережимайте;
- Готово!
Для ленточного фундамента
Армирование ленточного фундамента имеет две схемы укладки прутьев:
- система из 4 прутьев: два в основании фундамента, два сверху (используются, если ширина фундамента не превышает 50 см),
- система из 6 прутьев: дополнительный продольный стержень укладывается между двумя основными (применяется в случаях, когда ширина фундамента более 50 см).
На углах укладывается гнутая арматура, причем от угла концы должны выступать минимум на 40 см. Узлы соединения арматуры должны располагаться друг от друга на расстоянии не более 60 диаметров прутка. Например, если используется арматура 12 мм, то обвязка должна быть каждые 72 см или чаще. Как выбрать арматуру для ленточного фундамента?
Для столбчатого
Это фундамент, который ставится на столбы, которые выполняют роль свай.
Внутрь столбов перед заливкой помещается связанная арматура для фундамента. Обвязка арматуры для столбчатого фундамента такая же как и для ленточного – либо 4 прута, либо 6 для столбчатых фундаментов большого размера.
Для вертикальных стержней в данном типе фундамента используют 12-ти миллиметровую арматуру, поскольку это вертикальный фундамент. Поперечные стержни могут быть тоньше, и гладкими.
Для деревянных домов допускается использовать продольную и вертикальную арматуру тоньше 12 мм. Иногда для фундамента небольших построек из дерева сооружают сварной каркас из вертикальных прутьев, связанных обручами как бочка. Это неправильно, поскольку при таком способе связки можно использовать только сварку, а это не совсем надежный способ. Мы уже говорили об этом выше.
Для плитного
Каркас из арматуры для фундамента может иметь вид двухмерной плоскости, сетки, сформированной из прутьев арматуры. Второй вариант — объемный, в виде двух сеток из перекрещивающейся арматуры, расположенных одна над другой и соединенных поперечными стержнями.
Арматура – от 12 мм и выше, вплоть до 16 в частном домостроительстве. Размер ячейки сетки составляет 200х200 мм. Расстояние от нижнего арматурного пояса до подушки (или утеплителя) – 50 мм. Верхний пояс также защищается от внешних воздействий 50-миллиметровым слоем бетона.
Расчет стоимости (цена за работу и материалы)
Возьмем для примера ленточный фундамент 10 на 10 метров. Это периметр дома. Помимо этого, будет фундамент под внутренние несущие стены — две стены по 10 метров каждая. Получается 60 м.п. фундамента.
Сколько потребуется арматуры и вязальной проволоки при правильном подходе?
Допустим, фундамент имеет ширину менее 50 см — в нем будет использоваться схема с четырьмя продольными прутьями. В этом случае в 1 погонном метре фундамента будут использоваться:
- 4 продольных прута. Значит в 60 м.п. будет 240 метров.
- 4 вертикальных. При высоте фундамента, скажем, в 50 см, их высота будет не более 45 см. 4 х 45 см = 1,8 м. В 60 метрах фундамента – 108 м.
- 4 поперечных. При ширине фундамента в 45 см, ширина поперечных не превысит 35 см. 4 х 35 см = 1,40м. В 60 метрах фундамента — 84 м.
Сколько это будет стоить?
Для продольных прутьев используем арматуру 12 мм стоимостью 25-30 р/м.п. 240 х 35(30) =6000 (7200)
Для вертикальных и поперечных прутов возьмем 6-8 мм стоимостью 12-16 р/м.п. (108+84) х 12(16)=2304 (3072)
Итак, покупка армирующих прутов на данный фундамент обойдется от 8304 до 10072 рублей.
Теперь посчитаем необходимое количество проволоки. 4 завязки для 4-хпрутвенного фундамента на 1 м.п. Это, исходя из максимального расхода в 50 см на завязку, 2 метра проволоки на метр конструкции.
У нас 60 метров, соответственно, нам нужно 120 метров проволоки. 1 м проволоки диаметром 1,2 мм весит 9 грамм, соответственно 120 м проволоки диаметром 1,2 мм весят около 1 кг, который стоит порядка 50 руб.
Проволока копеечная, поэтому ее можно и нужно брать с двойным запасом -240 метров за 100 рублей.
Осталось рассчитать стоимость работ по установке и вязке каркаса. Как правило,она не рассчитывается отдельно и входит в общую стоимость работ по заливке фундамента. В регионах такие работы стоят дешевле, но разбег цен примерно такой — 1000-2000 рублей за куб. В эту цену входит устройство траншеи, установка опалубки, вязка каркаса, заливка бетона и снятие опалубки.
Общая длина рассчитываемого нами фундамента 60 метров, ширина 0,4 м, высота 0,5 м. Вычислим объем: 60 х 0.4 х 0.5=12 м3. При таком объеме стоимость фундаментных работ составит 12000 — 24000 рублей.
Источник: https://isss.ru/raznoe/kak-pravilno-vyazat-armaturu.html
Как вязать арматуру — подробное описание схем и способов
Арматурой в строительстве называются соединенные между собой элементы, который при совместной с бетоном работе создают более прогрессивный материал – железобетон. Благодаря арматуре балки и плиты лучше воспринимают растягивающие напряжения, а сжатые конструкции увеличивают прочность. Для получения необходимого эффекта фрагменты арматуры соединяются между собой. За счет способа соединения метод называется связыванием.
Чем вяжут арматуру
Поскольку в строительстве фундаментов и капитальных стен используют в основном арматуру в виде стальных стрежней, их соединение для восприятия сжимающих или растягивающих напряжений обязательно. В массовом строительстве для соединения применяется метод сварки и вязки, в индивидуальном – обычно только вязки. При этом вязка арматуры выполняется с помощью:
- вязальной проволоки;
- арматурных фиксаторов.
Под термином «вязальная проволока» понимается круглая проволока из низкоуглеродистой стали по ГОСТ3282-74. Она может быть обычной и термически обработанной (с маркировкой «О»), с покрытием и без. Толщина цинкового покрытия определяет класс материала.
Выбирая, какой проволокой вязать арматуру, следует обращать внимание на марку бетона и условия эксплуатации конструкции. При этом учитываются механические свойства.
Так, если вязка арматуры под фундамент предполагается вручную, лучше выбирать более тонкий вариант, поскольку без специального инструмента толстая проволока для вязки арматуры требует значительных усилий.
Кроме низкоуглеродистой проволоки промышленного производства допустимо использование металлокорда из автомобильных шин. При сжигании шин металлокорд высвобождается и одновременно проходит термическую обработку, что в дальнейшем упрощает работу с ним. Такой вариант вязального материала приемлем только при малых объемах работ и индивидуальном малоответственном строительстве.
Применимы также пластиковые хомуты, обычные и со стальным сердечником. Обычно они используются для стеклопластиковой арматуры.
Применение хомутов допустимо в случаях, когда жидкий бетон не будет подвергаться механическим нагрузкам в процессе застывания (по нему не будут ходить, складывать тяжелые вещи, нагружать другими строительными материалами).
Этот вариант применим для малоэтажной застройки, поскольку в процессе заливки большой массы бетонной смеси крепления могут смещаться вместе с арматурой. Смещение нарушает работу каркаса и приводит к изменению расчетной прочности конструкции.
Как вязать арматуру для фундамента
В зависимости от выбранного материала для вязки, применяют различные методы фиксации. Проще всего ситуация с пластиковыми хомутами. Они обматываются вокруг стыка, насколько позволяет длина, и затягиваются.
Чтобы правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, потребуется инструмент. В зависимости от схемы вязки арматуры, стержни распределяются по будущему полю заливки.
Если планируется создать фундамент, часть стержней втыкается в подготовленное основание (трамбованную песчано-гравийную засыпку), это облегчает работу. После окончания соединительных работ каркас поднимается над грунтом на специальных подставках. Это необходимо для предотвращения коррозии выступающих из бетона металлических элементов. Для соединения стержней используют:
- специальные клещи для связки арматуры;
- вязальный крючок, самодельный или промышленного производства;
- загнутый крючок из толстого гвоздя или дюбеля, вставляемый в патрон дрели (шуруповерта). Благодаря такому механизированному крючку закрутка проволоки выполняется быстрее и с меньшим приложением ручной силы.
- полуавтоматический крючок для вязки арматуры. Механизм с ножкой и пружинным возвратным механизмом оттягивает проволоку и делает несколько вращательных движений. Это происходит благодаря спиральным пазам на ножке крючка, которые при оттягивании обеспечивают вращение с возвратом в прежнее положение.
Использование таких инструментов целесообразно при небольших объемах работ, например, при строительстве собственного дома, где вязка арматуры своими руками выполняется на протяжении короткого отрезка времени (при подготовке фундамента для каркасного или кирпичного строения или устройстве забора на бетонном основании).
Крючок для вязки арматуры своими руками изготавливается из отработанного электрода, гвоздя или другого подходящего металлического прутка требуемой прочности.
Профессиональный инструмент для вязки арматуры
При создании большого объема армирования для железобетонных конструкций (профессиональная деятельность, крупное частное строительство) вместо ручного или полуавтоматического инструмента лучше использовать автоматический, так называемый пистолет для вязки арматуры. Этот полезный прибор изобрели в Японии, он позволяет в считанные секунды затянуть проволоку на соединении стержней с требуемым усилием.
Принцип работы устройства показан в видео.
Источник: https://stroy-okey.ru/house/foundation/kak-vjazat-armaturu-podrobnoe-opisanie-shem-i-sposobov/
Вязка арматуры: способы, схемы, нормы и правила вязки для начинающих
12.10.2018
Вязка арматуры – это один из основных этапов работы, по созданию арматурного каркаса. Соединяя арматуру, создаётся армирующая конструкция, благодаря которой, бетон получает большую прочность как на сжатие, так и на растяжение.
Выполнив неправильно соединение прутов, готовая монолитная конструкция не получит проектную прочность.
Для того чтобы этого избежать, разберём как правильно вязать арматуру соблюдая все нормы и правила, и каким инструментом можно выполнить работу, это будет полезно для начинающих арматурщиков, и для строителей с опытом.
Преимущества и недостатки соединения сваркой
Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной. Обычно её использовали при монтаже громоздких каркасов, которые усиливают фундамент для многоэтажных домов и габаритный коттеджей.
Подобный метод имеет некоторые недостатки:
- Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
- Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
- Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.
Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.
Плюсы и минусы соединения методом вязки
Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:
- Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
- Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
- Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
- Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
- Себестоимость работы намного ниже.
Пример вязки сетки из арматуры проволокой.
Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой.
Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными.
Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.
Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами
Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.
Недостатки, у данного способа следующие:
- Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
- Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
- Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
- Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
- Температура. Лопаются при отрицательных температурах.
На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.
Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними
Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:
- Ручной крючок.
- Вязальный пистолет.
- Шуруповёрт.
- Клещи.
Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.
Как правильно вязать арматуру крючком?
Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.
В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.
Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.
Простой узел связки арматуры крючком
Самый распространённый и простой узел, выполняется следующим образом:
- Чтобы соединить пруты между собой, нужно взять проволоку длинно 15–20 см, и согнуть её пополам.
- Согнутая проволока снова сгибается, но не до конца, должен получиться крючок.
- Просовываем проволоку под арматуру, которую необходимо связать.
- Дальше в ход идёт сам крючок. Его нужно вставить в полученную петлю и зацепить свободный конец проволоки.
- Делается один оборот. При этом важно придерживать свободный конец.
- Натянув крючок на себя, докручиваем проволоку до её отрыва.
Пошаговая схема выполнения простого узла связывания арматуры крючком.
Обратите внимание! Чтобы не покупать вязальный крючок, можно сделать его своими руками. Потребуется кусок стального прута, а ручку можно изготовить из пластика или дерева. Сделав его один раз, можно постоянно пользоваться инструментом для вязки. Пошаговую инструкцию по изготовлению крючка своими руками смотрите тут.
«Мёртвый узел»
Данный узел применяется для армирования конструкций, состоящих из прутов арматуры и хомутов, это балки и колонны. Так как он надёжно фиксирует арматуру в угол хомута, арматурщики назвали его «мёртвым» узлом. Чтобы быстро и качественно выполнить такой узел, необходимо много практиковаться. Рассмотрим, инструкция по выполнению узла:
- Берём проволоку длиною 20–40 см, её размер зависит от диаметра используемой арматуры, и сгибаем пополам.
- Запускаем проволоку, петлей вперёд, под низ арматуры слева от хомута, оставляя 2–4 см для завершения узла.
- Заводим проволоку наверх хомута и загибаем опять под низ арматуры.
- Крючок вставляем в петлю и зацепляем свободный конец проволоки.
- Тянем крючок на себя и одновременно делаем несколько оборотов, пока не почувствуем что проволока зажалась, или пока не оторвётся петля.
Схема связки арматуры «мертвым» узлом с помощью крючка.
Следует отметить! Для того чтобы этот узел надёжно зафиксировал арматуру в угол хомута, проволоку следует как можно плотнее прижимать к арматуре и углу хомута, иначе завязка получится ненадёжной.
Проверить качество узла, можно подёргав хомут рукой, если шатается, то выполнен неправильно или до конца не затянут. Затягиваем либо делаем дополнительную завязку простым узлом.
Выполняя армирование сложных конструкций, например, полукруглых балок, узлы можно комбинировать. Сначала делается «мёртвый» узел, а потом два простых крест-накрест, как на фото ниже.
Специальный пистолет для вязки
Для вязки арматуры – это идеальный инструмент. С ним процесс выполняется намного быстрее и проще. Собирать металлический каркас с ним удобней всего. Единственный нюанс заключается в том, что подобный агрегат стоит не дешёво. Вот почему он используется на масштабных строительных объектах. Минимальная стоимость – 30 тыс. рублей.
Он выглядит как обычная дрель. Только в него вставляется рулон с проволокой. Для вязки нужно направить пистолет на место стыка и нажать на курок. Он сам выполнит вязку за считаные секунды. Это самый простой и доступный вариант, как связать арматуру.
На заметку! На 1 узел, связанный при помощи крюка, уходит 9 сек. Если взять автоматизированный крюк, то потребуется 7 сек. А вязка при помощи пистолета занимает всего 1 секунда на 1 узел.
Но и у этого способа есть свои минусы:
- Не везде им можно добраться, для выполнения вязки.
- Стоимость.
- При исправлении армирования, крючком узел уже не развяжешь.
- Не выполнишь вязку арматуры большого диаметра.
Использования шуруповёрта с крючком
Чтобы ускорить процесс и сделать его автоматизированным, используется модернизированный шуруповёрт. Достаточно вставить в него самодельный крючок. Для этой цели подходит шиферный гвоздь. Он зажимается в шуруповёрте и готов к работе.
Принцип его работы ничем не отличается от предыдущего варианта. Отличием является только то, что процесс значительно ускоряется. А если у шуруповёрта есть регулировка скоростей, то его настраивают так, чтобы при максимальной натяжке проволоки она не обрывалась.
Вязка арматуры клещами
Данный способ вязки хорош тем, что в процессе работы экономится проволока, за счёт того, что можно связать в одну, и не надо делать петли, как для вязального крючка.
Из минусов следует отметить:
- Требует больше практики, для скоростной вязки.
- Скорость вязки в 2 раза меньше чем у крючка.
- При вязке в 2 проволоки получается жёсткий с острым концом узел, необходимо носит спецобувь, а то можно пробить ногу.
Источник: https://VseoArmature.ru/armirovanie/vyazka-armatury